Создание информационной системы Очистных сооружений водопровода и других объектов МУП «ПОВВ» г. Челябинска

Связаться с нами

17-09-2012

А. М. ЕРШОВ, А. С. РАВОЧКИН


Ершов Александр Михайлович, главный инженер структурного подразделения «Очистные сооружения водопровода», МУП«Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г.Челябинска

454020, Россия, г. Челябинск, ул. Воровского, 60-А, тел.: (351) 730-74-91

Равочкин Александр Семенович, директор по проводным средствам связи и спецтехнике, ООО «Радиотелекоммуникации» 454084, Россия, г. Челябинск, Каслинская ул., 101-А, тел.: (351) 799-07-07, e-mail: info@rtelecom.ru


Предложен новый подход комплексного построения систем связи и автоматизации, в основе которого -поэтапное расширение информационных сетей и автоматизации технологических процессов. В комплексе внедрения цифровых систем связи и автоматизации МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска решает ряд важных и неотложных задач по энергосбережению, снижению аварийности, сокращению расходов на эксплуатацию, повышению производительности и качества очистки воды.

Ключевые слова: очистные сооружения водопровода, комплексная информационная система, волоконно-оптическая линия связи, дистанционный мониторинг.

Основные задачи, стоящие перед предприятиями водоснабжения, - это модернизация устаревшего оборудования, совершенствование технологических процессов, экономия энергоресурсов, сокращение ручного труда, улучшение качества воды. В 2008 г. ввиду многократного выхода из строя оборудования связи (координатной АТС) и телеметрии на релейных схемах, отвечающих за мониторинг уровня воды и сигнализацию переливов в резервуарах, контроль нагрузки основных работающих насосных агрегатов, давления и расхода на напорных водоводах насосных станций, перед специалистами МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска была поставлена задача выработать концепцию перехода на более надежное и эффективное оборудование.

Специалисты ООО «Радиотелекоммуникации» предложили новый подход комплексного построения систем связи и автоматизации, в основе которого - поэтапное расширение информационных сетей и автоматизации технологических процессов.

На первом этапе создана транспортная сеть для информационного обмена между блоками технологической линии - от подачи воды из водохранилища до насосных агрегатов на выходе всех ступеней очистки. Таких блоков набралось более 30, общая протяженность сети составила более 5 км. Основой построения информационной сети послужили волоконно-оптические линии связи, обеспечивающие передачу огромного объема информации в цифровом виде. При этом носителем информации являются кодированные световые потоки, которые не подвержены грозовым разрядам и электромагнитным наводкам.

В 2009 г. введена в эксплуатацию первая очередь информационной сети, которая стала фундаментом для решения следующих локальных задач:

  • модернизация телефонной системы связи с устранением влияния грозовых разрядов;
  • улучшение координации действий различных служб при выполнении производственной деятельности - оперативный обмен данными между блоками технологической линии;
  • уменьшение или устранение влияния человеческого фактора на особо важных этапах производственно-технологической цепочки — создание локальных автоматизированных систем управления технологическими процессами;
  • создание системы контроля общей ситуации на производственной площадке - диспетчеризация в едином пункте контроля объемов производства и качества водоснабжения.

Специалисты очистных сооружений водопровода получили возможность удаленного мониторинга данных телеметрии, сбора и хранения в единой диспетчерской. При установке специального программного обеспечения реализован визуальный контроль параметров датчиков телеметрии в режиме реального времени. Это позволило наладить оперативное управление всеми этапами очистки и повысить эффективность работы водонапорного оборудования.

Внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом микрофильтров. При этом исключается человеческий фактор в процессе микрофильтрации и уменьшаются непроизводительные расходы воды. Внедрение автоматического дозирования коагулянта на блоках фильтров позволило снизить расходы реагентов.

Для повышения качества очистки воды необходимо оперативно отслеживать следующие показатели: мутность, цветность, содержание остаточного алюминия и остаточного хлора. В настоящее время ведется работа по созданию системы автоматического контроля показателей с корректировкой технологических процессов в случае отклонения от нормативных величин.

Используя передовые технические решения, можно контролировать и управлять технологическими процессами, минимизируя участие человека. Одно из таких решений — IP-видеонаблюдение. Специалистами ООО «Радиотелекоммуникации» для контроля систем очистки и телеметрии на блоке фильтров установлена цифровая система видеонаблюдения. Применение такого оборудования позволяет осуществлять оперативный контроль за работой машин и механизмов блока фильтров не только оператору, но и диспетчерским службам промышленной площадки.

Использование технологии передачи голоса, данных телеметрии и видеоинформации по единым волоконно-оптическим линиям связи позволило сократить расходы на кабельную разводку. Для объединения 30 производственных блоков используется один световой канал. Надежность обеспечивается кольцевой структурой сети.

Для громкой звуковой трансляции также использованы волоконно-оптические линии связи единой комплексной информационной сети (передача речевой информации обеспечивается с цифровым качеством). В такой системе не нужно протягивать медные провода по всей площадке, предусмотрена лишь локальная кабельная разводка от громкоговорителей до усилителя. Звуковая информация с центрального источника на локальные усилители передается с любого диспетчерского пункта комплексной информационной сети.

Технология комплексного решения на цифровых системах связи позволяет автоматизировать процесс работы диспетчерских служб. В 2011 г. в диспетчерской службе приема заявок городского водопровода специалистами ООО «Радиотелекоммуникации» установлен программно-аппаратный комплекс «Infinity», который стал основой для создания единого call-центра. Заявки поступают на единый многоканальный телефон, а специальное программное обеспечение позволяет автоматизировать работу оператора, вести электронный документооборот по контролю за устранением аварий в сети водоснабжения. Сбор заявок из районов города в единый центр исключает промежуточные звенья и повышает оперативность реагирования аварийной бригады. Среди многочисленных возможностей call-центра диспетчерской службы городского водопровода - формирование электронной карточки заявки, автоматическая регистрация номера позвонившего, запись телефонных разговоров, привязка карточки-заявки к программе «1С Бухгалтерия», содержащей базу данных потребителей услуг МУП «ПОВВ» г. Челябинска. Автоматизация регистрации заявок помогает также проводить плановые профилактические работы по предупреждению аварий на основании статистики call-центра.

В комплексе внедрения цифровых систем связи и автоматизации МУП «ПОВВ» г. Челябинска решает ряд важных и неотложных задач по энергосбережению, снижению аварийности, сокращению расходов на эксплуатацию, повышению производительности и качества очистки воды. Основное преимущество технических решений, внедренных компанией «Радиотелекоммуникации», — это использование общей структуры сетей информационного обмена, телефонной связи и автоматизации, что дает дополнительные возможности в поэтапном внедрении информационных систем при ограниченных финансовых средствах.

Мероприятия по созданию информационной системы на очистных сооружениях водопровода и других объектах МУП «ПОВВ» г. Челябинска, выполненные на первом этапе, позволили:

  • улучшить качество обработанной воды; обеспечить экономию энергетических и материальных ресурсов;
  • сократить влияние человеческого фактора на ход технологического процесса водоподготовки и водоснабжения;
  • сократить численность обслуживающего персонала;
  • снизить затраты на ремонт и замену оборудования (за счет своевременного контроля его состояния);
  • повысить квалификацию персонала; выполнить требования Правил технической эксплуатации водопроводного и канализационного хозяйства.

ООО «РАДИОТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ» 454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, 101а.

Тел. (351) 799-07-07.

E-mail: info@rtelecom.ru www.rtelecom.ru 

Водоснабжение и санитарная техника 2012 (№8)

 

 


 

 



Возврат к списку