Создание информационной системы Очистных сооружений водопровода и других объектов МУП «ПОВВ» г. Челябинска
Связаться с нами
А. М. ЕРШОВ, А. С. РАВОЧКИН
Ершов Александр Михайлович, главный инженер структурного подразделения «Очистные сооружения водопровода», МУП«Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г.Челябинска
454020, Россия, г. Челябинск, ул. Воровского, 60-А, тел.: (351) 730-74-91
Равочкин Александр Семенович, директор по проводным средствам связи и спецтехнике, ООО «Радиотелекоммуникации» 454084, Россия, г. Челябинск, Каслинская ул., 101-А, тел.: (351) 799-07-07, e-mail: info@rtelecom.ru
Предложен новый подход комплексного построения систем связи и автоматизации, в основе которого -поэтапное расширение информационных сетей и автоматизации технологических процессов. В комплексе внедрения цифровых систем связи и автоматизации МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска решает ряд важных и неотложных задач по энергосбережению, снижению аварийности, сокращению расходов на эксплуатацию, повышению производительности и качества очистки воды.
Ключевые слова: очистные сооружения водопровода, комплексная информационная система, волоконно-оптическая линия связи, дистанционный мониторинг.
Основные задачи, стоящие перед предприятиями водоснабжения, - это модернизация устаревшего оборудования, совершенствование технологических процессов, экономия энергоресурсов, сокращение ручного труда, улучшение качества воды. В 2008 г. ввиду многократного выхода из строя оборудования связи (координатной АТС) и телеметрии на релейных схемах, отвечающих за мониторинг уровня воды и сигнализацию переливов в резервуарах, контроль нагрузки основных работающих насосных агрегатов, давления и расхода на напорных водоводах насосных станций, перед специалистами МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска была поставлена задача выработать концепцию перехода на более надежное и эффективное оборудование.
Специалисты ООО «Радиотелекоммуникации» предложили новый подход комплексного построения систем связи и автоматизации, в основе которого - поэтапное расширение информационных сетей и автоматизации технологических процессов.
На первом этапе создана транспортная сеть для информационного обмена между блоками технологической линии - от подачи воды из водохранилища до насосных агрегатов на выходе всех ступеней очистки. Таких блоков набралось более 30, общая протяженность сети составила более 5 км. Основой построения информационной сети послужили волоконно-оптические линии связи, обеспечивающие передачу огромного объема информации в цифровом виде. При этом носителем информации являются кодированные световые потоки, которые не подвержены грозовым разрядам и электромагнитным наводкам.
В 2009 г. введена в эксплуатацию первая очередь информационной сети, которая стала фундаментом для решения следующих локальных задач:
- модернизация телефонной системы связи с устранением влияния грозовых разрядов;
- улучшение координации действий различных служб при выполнении производственной деятельности - оперативный обмен данными между блоками технологической линии;
- уменьшение или устранение влияния человеческого фактора на особо важных этапах производственно-технологической цепочки — создание локальных автоматизированных систем управления технологическими процессами;
- создание системы контроля общей ситуации на производственной площадке - диспетчеризация в едином пункте контроля объемов производства и качества водоснабжения.
Специалисты очистных сооружений водопровода получили возможность удаленного мониторинга данных телеметрии, сбора и хранения в единой диспетчерской. При установке специального программного обеспечения реализован визуальный контроль параметров датчиков телеметрии в режиме реального времени. Это позволило наладить оперативное управление всеми этапами очистки и повысить эффективность работы водонапорного оборудования.
Внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом микрофильтров. При этом исключается человеческий фактор в процессе микрофильтрации и уменьшаются непроизводительные расходы воды. Внедрение автоматического дозирования коагулянта на блоках фильтров позволило снизить расходы реагентов.
Для повышения качества очистки воды необходимо оперативно отслеживать следующие показатели: мутность, цветность, содержание остаточного алюминия и остаточного хлора. В настоящее время ведется работа по созданию системы автоматического контроля показателей с корректировкой технологических процессов в случае отклонения от нормативных величин.
Используя передовые технические решения, можно контролировать и управлять технологическими процессами, минимизируя участие человека. Одно из таких решений — IP-видеонаблюдение. Специалистами ООО «Радиотелекоммуникации» для контроля систем очистки и телеметрии на блоке фильтров установлена цифровая система видеонаблюдения. Применение такого оборудования позволяет осуществлять оперативный контроль за работой машин и механизмов блока фильтров не только оператору, но и диспетчерским службам промышленной площадки.
Использование технологии передачи голоса, данных телеметрии и видеоинформации по единым волоконно-оптическим линиям связи позволило сократить расходы на кабельную разводку. Для объединения 30 производственных блоков используется один световой канал. Надежность обеспечивается кольцевой структурой сети.
Для громкой звуковой трансляции также использованы волоконно-оптические линии связи единой комплексной информационной сети (передача речевой информации обеспечивается с цифровым качеством). В такой системе не нужно протягивать медные провода по всей площадке, предусмотрена лишь локальная кабельная разводка от громкоговорителей до усилителя. Звуковая информация с центрального источника на локальные усилители передается с любого диспетчерского пункта комплексной информационной сети.
Технология комплексного решения на цифровых системах связи позволяет автоматизировать процесс работы диспетчерских служб. В 2011 г. в диспетчерской службе приема заявок городского водопровода специалистами ООО «Радиотелекоммуникации» установлен программно-аппаратный комплекс «Infinity», который стал основой для создания единого call-центра. Заявки поступают на единый многоканальный телефон, а специальное программное обеспечение позволяет автоматизировать работу оператора, вести электронный документооборот по контролю за устранением аварий в сети водоснабжения. Сбор заявок из районов города в единый центр исключает промежуточные звенья и повышает оперативность реагирования аварийной бригады. Среди многочисленных возможностей call-центра диспетчерской службы городского водопровода - формирование электронной карточки заявки, автоматическая регистрация номера позвонившего, запись телефонных разговоров, привязка карточки-заявки к программе «1С Бухгалтерия», содержащей базу данных потребителей услуг МУП «ПОВВ» г. Челябинска. Автоматизация регистрации заявок помогает также проводить плановые профилактические работы по предупреждению аварий на основании статистики call-центра.
В комплексе внедрения цифровых систем связи и автоматизации МУП «ПОВВ» г. Челябинска решает ряд важных и неотложных задач по энергосбережению, снижению аварийности, сокращению расходов на эксплуатацию, повышению производительности и качества очистки воды. Основное преимущество технических решений, внедренных компанией «Радиотелекоммуникации», — это использование общей структуры сетей информационного обмена, телефонной связи и автоматизации, что дает дополнительные возможности в поэтапном внедрении информационных систем при ограниченных финансовых средствах.
Мероприятия по созданию информационной системы на очистных сооружениях водопровода и других объектах МУП «ПОВВ» г. Челябинска, выполненные на первом этапе, позволили:
- улучшить качество обработанной воды; обеспечить экономию энергетических и материальных ресурсов;
- сократить влияние человеческого фактора на ход технологического процесса водоподготовки и водоснабжения;
- сократить численность обслуживающего персонала;
- снизить затраты на ремонт и замену оборудования (за счет своевременного контроля его состояния);
- повысить квалификацию персонала; выполнить требования Правил технической эксплуатации водопроводного и канализационного хозяйства.
ООО «РАДИОТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ» 454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, 101а.
Тел. (351) 799-07-07.
E-mail: info@rtelecom.ru www.rtelecom.ru
Водоснабжение и санитарная техника 2012 (№8)